Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа «Год Культуры - история Кубани в лицах»

1.Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа «Год Культуры - история Кубани в лицах»

2. Приложение 1: Материал об участии кубанцев в Отечественной войне 1812 года

3. Приложение №2: Список литературы, рекомендованный к использованию

Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа

«Год Культуры - история Кубани в лицах»

Духовно-нравственное и патриотического воспитание учащихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства, поскольку нынешние обучающиеся и воспитанники должны стать активными участниками построения основ российского общества и государства. В целях формирования в подрастающем поколении нравственных позиций, гражданского самосознания, чувства любви и гордости за родной край в образовательных учреждениях Краснодарского края в сентябре 2014г. пройдет классный час «Год Культуры - история Кубани в лицах».

Учитывая, что тема по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия и предполагает комплексную, проектную работу планируемый классный час откроет учебный год и продолжится циклом мероприятий, которые позволят активизировать участие детей и подростков в подготовке общешкольных мероприятий, в реализации поставленных задач и социальных инициатив юных кубанцев.

Выбор темы Единого Всекубанского классного часа «Год Культуры - история Кубани в лицах» не случаен. Нынешний 2014 год объявлен Годом Культуры. Это должно стать центральной идеей долгосрочного школьного проекта. Классный час должен стать логическим продолжением уроков кубановедения, внеклассных мероприятий, где активно разрабатывалась тема края, включающая в себя поисковую и исследовательскую деятельность, изучение истории своей семьи, ее вклада в развитие Кубани, биографии земляков, подготовку проектных и конкурсных работ по истории Кубани. Проектный подход позволит объединить учащихся, всех возрастов, консолидировать весь воспитательный потенциал образовательного учреждения, задействовать все формы и методы воспитательной работы, все виды деятельности. В проектной деятельности должны принять участие все ученики школы с 1 по 11 класс с учетом психолого-возрастных особенностей детей и уровневого подхода к результатам социального творчества учащихся.

Проекты должны быть групповыми (классными) или общешкольными, в них участвуют все ученики класса вместе с классным руководителем, параллели или разновозрастные группы. Каждый блок мероприятий, организованных как в рамках школы, так и каждого класса, должен освещаться на школьном сайте. Информацию на сайт предлагает каждая проектная группа, а ее отбор производит общешкольный совет во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Алгоритм проектной деятельности:

1. Обсуждение проблемы, которую предстоит решить участникам проектной деятельности. Определение путей решения проблемы.

2. Распределение ролей в группе. При распределении функций должен учитываться принцип самостоятельного выбора учащимися направления проектной деятельности и своей социальной роли.

3. Практическая поисковая, исследовательская деятельность

4. Презентация итогов работы группы. В соответствии с методикой социального проектирования в завершающей части презентации проекта происходит самооценка и самоанализ участия в проекте (рефлексия).

В рамках проектной деятельности логическим завершением проектной, поисковой и исследовательской деятельности могут стать экспозиции школьного музея, посвященные героическим страницам истории Кубани, современным событиям, биографиям почетных людей края, района, города или станицы. Каждый блок мероприятий ,организованных как в рамках школы, так и каждого класса, должен освещатьсяся на школьном сайте. Информацию на сайт предлагает каждая проектная группа, а ее отбор производит общешкольный совет во главе с заместителем директора по воспитательной работе.

Такая работа позволит учащимся осознать свою сопричастность с историей и современностью Кубани, отдать дань памяти и уважения знаменитым землякам, проникнуться пониманием единства судьбы каждого кубанца с Россией и родным краем.

Рекомендации по проведению

Единого Всекубанского классного часа «Год Культуры - история Кубани в лицах»

Предлагаемые методические рекомендации рассчитаны на широкий круг педагогов: классных руководителей, организаторов школьных музеев, библиотекарей, учителей, всех тех, кто участвует в патриотическом и духовно-нравственном воспитании и призваны оказать помощь в подготовке и проведении классного часа. Они помогут педагогам сконструировать свой нетрадиционный вариант проведения классного часа (мероприятия), ориентируясь на потребности и запросы учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности. Следует отказаться от сухой академической формы организации мероприятия, дублирующей учебный процесс, избыточного количества материала, излишнего использования педагогических технологий.

При проведении данного мероприятия следует уделить внимание героическим страницам истории Краснодарского края, боевым и трудовым подвигам земляков при исполнении воинского и гражданского долга в чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время. Особо следует акцентировать внимание на значимые события последних лет, биографии почетных и авторитетных людей региона, демонстрирующих своей жизнью и трудом активную гражданскую позицию в вопросах сохранения и развития национальных традиций, уважительное отношение к Родине, ее истории, многонациональному содружеству народов России.

Цель классного часа «Год Культуры - история Кубани в лицах»: воспитание патриотов Кубани на примерах исторических событий и персоналий, явлений современной жизни края, формирование умения прослеживать историческую взаимосвязь между явлениями и событиями прошлого и настоящего Кубани.

Содержание и форма проведения должны соответствовать поставленной цели и задачам мероприятия. Классный час должен быть подготовлен и проведен качественно, с использованием современного материала, интерактивных методов и технологий с применением мультимедийного оборудования, ИКТ, технических средств обучения.

Тема «Год Культуры - история Кубани в лицах» позволяет выделить в нем разные тематические блоки.

1.История казачества

2.Дороги воинской славы

3.Край сегодня

1 блок - это разговор о судьбе Родины, истории казачества, начиная с переселения казачества и войны 1812 г.; о казаках, героически защищавших родную землю и прославивших ее (см. Приложение 1). Необходимо активно задействовать темы, связанные с участием казачества в героических событиях страны и края, преемственности поколений, необходимости исторической памяти.

Классный руководитель должен раскрыть понятия «патриотизм», «гражданственность», подвести учащихся к осмыслению неразрывной связи героических страниц истории России и Кубани с сегодняшним днем. Необходимо формировать уважительное отношение к национальным и духовным понятиям, которые были святы для кубанского казачества: «Отечество», «мать», «хлеб», «Кубань», «честь», «долг», «подвиг», которые должны быть святы для ребенка с малых лет.

Используемый материал должен быть увлекательным, ярким, живым, развивать интерес и уважение к жизни казаков, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга. В заключении необходимо подчеркнуть мысль о том, что каждый своими поступками и своим трудом может и сегодня прославить родную землю.

2 блок – это история побед, презентация поисковой работы о неизвестные герои Кубани; истории о мужестве и стойкости духа героев-земляков, погибших в годы ВОВ и участвовавших в других войнах (см. Приложение 2).

Следует уделить внимание героическим страницам истории Краснодарского края, боевым подвигам земляков при исполнении воинского долга в чрезвычайных ситуациях, в военное время. Интересным формами проведения классного часа могут стать беседы, интервью с ветеранами Великой Отечественной войны, других войн, земляками, имеющими отношение к данной теме, членами семьи героя и т. д. Эту тему можно раскрыть через призму «Ленты времени» или через заочное путешествие по дорогам боевой славы Краснодарского края. В результате этой работы на карте будут отмечены города и поселки, связанные с событиями Великой Отечественной войны, веховыми событиями из истории нашего края.

3 блок –это освящение и осмысление сегодняшних дней Кубани, преемственности поколений; размышление о проблемах края и о людях, внесших весомый вклад в развитие Кубани. Это спортивная, культурная гордость края, земляки – герои России, прославленные коллективы Кубани, местные герои школы, района, поселения.

Особо следует акцентировать внимание на значимые события последних лет, биографии почетных и авторитетных людей региона, демонстрирующих своей жизнью и трудом активную гражданскую позицию в вопросах сохранения и развития национальных традиций, уважительное отношение к Родине, ее истории, многонациональному содружеству народов России (см. Приложение 2).Опора на местный материал, включение в содержание классного часа фактов истории и современности Кубани, интересных и значимых культурных событий, библиографического материала из жизни уважаемых людей района, края (Пономаренко, Захарченко, Фелицына, Коваленко и т.д.) позволят формировать гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу. Этот образ гражданина-патриота играет значимую роль на всех стадиях воспитательного процесса, начиная с начальной школы. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве гражданина, полноправного участника созидательного развития общества. Мы должны показать учащимся не только победы, но и те проблемы, которыми сейчас живет край, для того чтобы ребенок сам смог поразмышлять и решить, что нужно сделать ему и его соотечественникам, для того, чтобы Кубань процветала и что для этого делается в крае сегодня.

Рекомендуемые формы и методы организации

Единого Всекубанского классного часа

Необходимо использовать современные формы проведения урока: урок-драматизация, беседа, «лента времени», диспут, дискуссия, путешествие во времени, презентация, игра, литературная, историческая гостиная, виртуальной экскурсии, заочного путешествие с выполнением творческого задания, видео-викторины, театрализованного представления и т.д.

Рекомендуемые формы классного часа:

С обучающимися 1-4 классов:

Основными формами проведения классного часа с младшими школьниками являются активные эмоциональные динамичные формы мероприятия: встречи с интересными людьми – почетными гостями, беседы, презентации, путешествия, игры.

С обучающимися 5-9 классов.

викторины, конкурсы, турниры, способствующие формированию знаний о достижениях и событиях в истории края. Время урока ограниченно, что не позволяет рассмотреть все события и достижения, необходимо ограничиться рассмотрением одного-двух наиболее ярких по содержанию событий;

выпуск боевого листа, классной стенгазеты, оформление веб-страницы школьного сайта;

сообщения учащихся с использованием компьютерных презентаций;

презентация учащимися материала походов, поездок или экскурсий по местам трудовой и боевой славы Кубани;

конкурс творческих работ учащихся: рисунков, сочинений, эссе, интервью;

выполнение проекта «Неизвестный герой Кубани».

С обучающимися 10-11 классов:

Диспуты: «Нужно ли хранить память о событиях прошлых лет и его участниках?» и т.п.;

виртуальные экскурсии «Мой край», «Герои Кубани»;

выполнение информационного или социального проекта;

презентации фото-летописи «Дороги воинской славы», с рассказом о каждом объекте (можно собрать воспоминания, стихи, фотографии о памятных днях, событиях в истории края);

театрализованные представления

драматизации исторических и значимых событий;

Педагогическими и методическими условиями успешного проведения данного классного часа являются:

- раскрытие личностного потенциала учащихся;

- опора на местный материал, включение в содержание классного часа фактов истории и современности Кубани, интересных и значимых культурных событий, библиографического материала из жизни уважаемых людей района, края (Пономаренко, Захарченко, Фелицына, Коваленко и т.д.);

- опора на музейный материал;

- опора на личный опыт учащихся, полученных в ходе образовательного процесса, участия во внешкольных, внеурочных мероприятиях; экскурсиях, поездках по краю, краеведческих исследований.

- использование социокультурных возможностей района, Краснодарского края;

- использование наглядного материала, фонозаписей музыкальных произведений, мультимедийных презентаций, интернет-ресурсов.

Важными условиями при подготовке и проведении классного часа являются активность самих учащихся, их заинтересованность в мероприятии, понимание его значимости, непосредственное участие школьников и их родителей во всех выбранных педагогами формах работы. Проведенное мероприятие обязательно должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.

Предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися в рамках патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Составитель: доцент кафедры ПиДО ККИДППО - Е.А. Бекетова

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: