Ирина Семина:
«нас с детства учат подавлять в себе истинные чувства»
Много лет упорно и тщетно я пыталась объяснить коллегам-учителям и родителям учеников одну простую истину: не нужно постоянно руководить детьми; для того чтобы они выросли умными, добрыми, хорошими людьми, им необходимы не инструкции и опека, а любовь и возможность свободно принимать решения...А потом, оказавшись на торжестве, собравшем лучших нейрофизиологов России, услышала сказку «Условный рефлекс». Ученые, привыкшие анализировать рефлексы с точки зрения науки, заулыбались: что нового может быть для них в какой-то сказке? но из уважения к выступающему юбиляру стали слушать. Я смотрела на этих людей и видела, как меняются их лица: по мере развития сюжета взгляды ученых становились немного детскими, немного грустными…
И мне сразу захотелось познакомить с этой сказкой каждого учителя. Ёжик, который любил порядок, пригласил к себе жить маленькую Черепашку: «Вместе веселее! И кроме того, я уже знаю мир и мог бы тебе многое о нем рассказать. И даже показать! Это называется «воспитывать». Ёжик любил действовать – Черепашка любила мечтать. Ёжик вставал ни свет ни заря – Черепашка предпочитала поспать подольше…». Наконец, Ёжик не выдержал и решил выработать у нее условный рефлекс. Из-за каждой провинности он стал колоть ее своими колючками для ее же блага. Но… условный рефлекс никак не вырабатывался. Ёжик стал колоться сильнее, чтобы Черепашка замечала его усилия и исправлялась. Но результат был все тот же. Зато панцирь у Черепашки становился все крепче...» До чего же Ёжик похож на нас, стремящихся сделать из школьников идеальных людей и «создать условия», а детей нужно принимать такими, какие они есть, доверять им «безусловно»....Оказалось, у автора выпущено 15 книг в серии «сказки Эльфики», есть свой сайтhttp://www.elfikacka3ka.ru, на котором можно найти сказки о детях и родителях, о счастливых и несчастных, а сказок про школу, сказок для учителей почему-то нет. Хотя автор – психолог Ирина Семина – по первому образованию учитель. Странно… Я точно знаю, что многие учителя используют сказки и притчи не только во внеклассной работе, но и на уроках, ведь работа со сказкой сродни настоящей педагогике – той, в которой есть место для сотрудничества, сотворчества и нет – для приказов и инструкций.
Захотелось поговорить с Эльфикой, не только чтобы понять, как появляются на свет ее сказки, но и чтобы вместе с ней, ее глазами, посмотреть на нашу школу.
Ольга Леонтьева
...– Ирина Константиновна, почему вы начали писать именно сказки?
– Сказка – это первое, с чем знакомится маленький человечек в этом мире. В ней сконцентрированы мудрость веков и опыт поколений, поэтому сказка воздействует на самом глубинном, архетипическом уровне. Мораль в ней скрыта, она не навязывается, поэтому каждый может «примерить» сюжет на себя и сделать свой выбор. И еще сказку смело можно назвать «учебником жизни», только уроки в ней преподаются весело и интересно. Как психолог могу сказать, что сказки дают очень хороший терапевтический эффект. Научные знания загружают разум, а вот сказка играет на самых тонких струнках души. Об этом часто говорят мои читатели. Акогда душа отозвалась – тут уже возможны самые невероятные переменны. Сказки дают возможность каждому человеку увидеть свою ситуацию с нового ракурса, выбрать, какой дорогой пойти, как он хочет жить и каким он хочет быть. Я убеждена: каждый из нас сам себе сказочник, и сказку своей жизни мы пишем сами. То, что с нами случилось сегодня, мы написали вчера, а то, что будет завтра, – творим сегодня.
– Вы не только психолог, но и телесный терапевт. Как это связано со сказками?
– Мне нравится работа с телесной метафорой, а сказка – это и есть развернутая метафора. Человек – система сложно и тонко организованная, и чтобы быть физически и психически здоровым, нужно прежде всего наладить отношения с самим собой. Ведь все наши психологические проблемы отражаются в теле, а непорядок в теле порождает психологические проблемы. Все взаимосвязано! Но, к сожалению, у нас человека с детства учат подавлять в себе истинные чувства. Как же он может хорошо себя чувствовать, если плохо себя понимает (а порой и вообще не знает!)? И телесная терапия, и сказкотерапия возвращают человека к самому себе.
– Сказки, которые вы пишете, явно педагогические, но странно: среди них нет сказок о школе. Почему?
– Я все сказки пишу на заказ, по конкретным проблемам реальных людей. Меня просили написать о семье, личной жизни, детско-родительских отношениях, но с просьбами разрешить конфликты между учителями и детьми не обращались ни разу. Хотя знаю, что мои сказки используют на уроках внеклассного чтения и классных часах. Я этому рада, я ведь сама преподавала русский и литературу.
– А почему вы ушли из школы? Был негативный опыт?
– И да, и нет. У меня всегда были прекрасные отношения с ребятами и их родителями, и с директором школы явно повезло. Но ни для кого не секрет, что в школе учителю приходится выполнять много «дурной» работы, которая является требованием системы и, по сути, никому не нужна. В какой-то момент я поняла, что мне это уже не интересно. Тогда я ушла в систему дополнительного образования и стала педагогом-организатором в Молодежном клубе инвалидов «Преодоление». Там было мало инструкций и много творчества, и это был очень счастливый период моей жизни...
– Одна из острейших учительских проблем – профессиональное выгорание. В чем, по вашему мнению, причина этого явления?
– Причины могут быть разными. Это и невероятная загруженность вкупе с высокими требованиями, и хроническая усталость, и трудности в общении, и подавление эмоций. Почему-то многие считают, что учитель должен быть эдаким «монументом», идеальным и непогрешимым, а он, между прочим, живой человек. Учитель часто вынужден не позволять себе естественных реакций. напряжение растет, а вместе с ним формируется и т.н. мышечный панцирь, учитель становится неэмоциональным, но только внешне. На самом же деле этот человек – как паровой котел с запредельным давлением, который может взорваться в любую минуту.
– Как вы думаете, какие особенности системы образования вызывают эмоциональное разрушение учителя?
– Сегодня много говорят о правах ребенка, но все меньше – о правах учителя. По-моему, это несправедливо. Учителя могут оскорбить, унизить, а он должен… что? Кто учит его, как правильно реагировать в таких ситуациях? Как вообще сохранять здоровье, душевную гармонию, самоуважение? В древней Греции педагог – раб, наблюдающий за ребенком, отвечающий за посещение им школы. Кто и почему на фоне всеобщей демократии вновь пытается низвести педагогов до «рабского» положения – для меня загадка. Думается, именно работодатель в лице государства должен озаботиться, как сохранить психическое и физическое здоровье тех, кто воспитывает подрастающее поколение.
– Вы позиционируете себя как человека, который верит в чудеса, умеет радоваться жизни. Но как учителям сохранить такой настрой? вспомним «Человека в футляре» – иногда кажется, что сама работа делает из некогда жизнерадостных людей угрюмых, опасливых, недоверчивых...
– Люди, находясь в состоянии постоянного напряжения, начинают наращивать защиту, как та самая Черепашка из сказки «Условный рефлекс». Вот вам и футляр… Хорошо, что в школе работает много Учителей с большой буквы – гармоничных людей, умеющих любить без условий, общаться на равных и делать верные выборы.
– Какие, по вашему мнению, свойства характера, качества личности позволяют не надевать на себя защитный футляр?
– У некоторых людей, среди которых немало талантливых учителей, очень высокий уровень принятия: они принимают окружающих такими, какие они есть, а не такими, какими их хотят видеть. Любимые детьми педагоги бывают строги, но при этом по-настоящему человечны, способны относиться к жизни с чувством юмора, они умеют в сложных ситуациях быть чуткими и гибкими, не драматизировать и не подавлять, а вместе искать решение.
– Вы думаете, такие качества даются от рождения или их можно развивать?
– Их не только можно, но просто необходимо тренировать! директор одной из школ, где я работала, во время каникул приглашала психологов, которые проводили тренинги с учителями. Это была и психологическая разгрузка, и терапия. Во время занятий снималось мышечное и эмоциональное напряжение, мы учились слышать себя и других, конструктивно общаться. сейчас я думаю, что именно тогда я поняла, как важен психологический комфорт для нормальной жизни и работы, и захотела стать психологом.
– если бы у вас сегодня появилась возможность провести тренинг для учителей, что бы вы им предложили?
– Пожалуй, «Праздник непослушания». Цель – работа с эго-состояниями, внутренними Взрослым, родителем и ребенком. Ведь каждый раз, когда мы реагируем на что-то, мы входим в одну из этих ролей, но выбираем их неосознанно. Если же научиться управлять собой и в нужный момент выбирать наиболее подходящее эго-состояние, жить и работать становится гораздо легче и интереснее. Особенно для педагогов, которые ежедневно сталкиваются с десятками эго других людей. Это не тренинг в обычном понимании, это мастерская совместного творчества. Мы рисуем, танцуем, поем, сочиняем сказки, ставим сценки. Такая форма проведения занятий очень эффективна и дает хороший заряд бодрости на долгое время.
– Какой смысл «изучать в себе ребенка»? Разве «ребенок» во мне отличается от «ребенка» в другом человеке?
– Безусловно! наш Внутренний ребенок формируется на основании опыта собственного детства в родительской семье и «шлифуется» школой. Естественный, свободный ребенок живет в людях, которых воспитывали в любви и учили в свободной образовательной системе, например в Вальдорфской школе. Адаптивный ребенок – продукт контроля и принуждения; он может приспособиться и соответствовать требованиям, но свободным себя никогда не ощущает. Правда, существующая система воспитания и образования часто формирует и «бунтующего ребенка» – это те, кто бунтует против системы подавления, зачастую в весьма уродливых формах. Нам недосуг разбираться в причинах бунта сегодняшних детей. Но мы вполне можем вспомнить себя в детстве и подумать, почему одни из нас выросли бунтарями («а Баба Яга против!»), другие – адаптировались («Молчу, молчу!»), а третьи ощущают себя свободными и пишут сказку своей жизни легко и радостно. Сейчас самое время внимательнее присмотреться и прислушаться к подрастающему поколению и подумать, какими они станут лет через двадцать–тридцать и насколько они смогут нас уважать.
Беседовала Ольга Леонтьева
Газета «Первое сентября» №5, март, 2014