Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Крымский технический колледж»
Утверждена
на педагогическом совете колледжа
«_____» ______________________ г.
Протокол № __________
Директор ФГОУ СПО
«Крымский технический колледж»
_____________ Н.М. Петлицкая
«______» ______________________ г.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА
НА 2011-2013 ГОДЫ
Крымск – 2011
ВВЕДЕНИЕ
(паспорт программы стратегического развития колледжа)
Программа стратегического развития ФГОУ СПО «Крымский технический колледж» на 2011-2013 годы (далее – Программа) разработана на основе российского законодательства об образовании, Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах», Конвекции о правах ребёнка и Устава колледжа.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – создание основы для перспективного развития колледжа путем внедрения новых научных, методических, экономических и организационных методов (технологий).
Программа развития колледжа предполагает комплексное развитие образовательного учреждения и ориентирована на инновационную деятельность, внедрение достижений педагогической науки и передового опыта, итогом которого должно стать развитие творческого потенциала педагогов и оптимизация воспитательно-образовательного процесса, способствующего подготовке конкурентоспособных специалистов.
Стратегия развития колледжа направлена на решение следующих задач:
─ введение новых специальностей и профессий, востребованных на рынке труда;
─ разработка учебно-методических материалов для перехода на ФГОС;
─ обновление содержания профессионального образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций выпускников;
─ обеспечение активного участия работодателей на всех этапах образовательного процесса колледжа;
─ внедрение активных и интерактивных форм проведения занятий;
─ развитие системы воспитательной деятельности колледжа, в том числе с социально-незащищенными категориями обучающихся;
─ участие в региональных, краевых и всероссийских конкурсах инновационной деятельности;
─ модернизация материально-технической базы колледжа.
Разработчиками Программы являются:
Петлицкая Н.М, директор колледжа,
Пархоменко Л.А., заместитель директора по учебной работе,
Хвостиков С.Б., заместитель директора по учебно-производственной работе,
Терещенко Т.Н., заместитель директора по воспитательной работе,
Рубан М.А., заместитель директора по АХР,
Виниченко В.А., заведующая методическим кабинетом.
Исполнителями программы являются:
· педагогический коллектив колледжа,
· руководители и сотрудники структурных подразделений,
· студенческие коллективы учебных групп,
· социальные партнеры.
Организация выполнения программы реализуется:
· педагогическим советом колледжа,
· Советом студенческого самоуправления,
· Советом колледжа,
· Профсоюзным комитетом,
· Советами отделений по специальностям.
Сроки реализации Программы – 2011-2013 годы.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и корректировок. Все предложения по дополнениям, изменениям и корректировкам Программы подаются руководителям, отвечающим за соответствующие ее направления. Все изменения в Программе утверждаются на заседаниях педагогического Совета колледжа ежегодно в начале учебного года. Также ежегодно готовится отчет о ходе выполнения Программы. Материалы для ежегодного отчета готовят исполнители и руководители подразделений колледжа в срок до 1 июля.
Выполнение программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств колледжа. Возможно привлечение целевых средств финансирования колледжа на реализацию определенных мероприятий Программы.
1 Информационная справка об образовательном учреждении
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Крымский технический колледж», как среднее специальное учебное заведение, Крымский вечерний техникум, организован на основании Постановления Совета народного хозяйства Краснодарского экономического административного района № 123 от 29.04.1959 г.
В 1964 году в техникуме открылось дневное отделение и он был переименован в Крымский техникум пищевой промышленности распоряжением Северо-Кавказского совнархоза № 752 от 29.06.1965 г.
В 1992 году Крымский техникум пищевой промышленности преобразован в Крымский технический колледж в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.01.1992 г. № 42.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.05.2001 г. № 459 колледж переименован в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Крымский технический колледж».
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 г. № 64-р и на основании приказа Федерального агентства по образованию от 07.12.2005 г. № 1548 «О принятии федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных ранее Федеральному агентству по сельскому хозяйству, в ведение Федерального агентства по образованию» колледж передан в ведение Федерального агентства по образованию.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» ФГОУ СПО «Крымский технический колледж» принят в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.
В 2006 году колледж был аккредитован Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 000314 от 27.07.2006 г., срок действия до 27.07.2011 г.).
Образовательная деятельность колледжа осуществляется на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки серия ААА № 000393, регистрационный № 0390 от 29 декабря 2010 г. (срок действия по 29 декабря 2016 г.).
В соответствии с лицензией колледжу предоставлено право ведения образовательной деятельности:
по образовательным программам среднего профессионального образования:
─ 080110.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
─ 080114.51 Земельно-имущественные отношения;
─ 080302.51 Коммерция (по отраслям);
─ 100106.51 Организация обслуживания в общественном питании;
─ 150411.51 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
─ 150411.52 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям);
─ 240305.51 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
─ 260202.51 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий;
─ 260202.52 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий;
─ 260502.51 Технология продукции общественного питания;
─ 260504.51 Технология консервов и пищеконцентратов;
по программам профессиональной подготовки:
─ 11176 Бармен;
─ 11453 Водитель погрузчика;
─ 12901 Кондитер;
─ 13011 Контролёр пищевой продукции;
─ 12965 Контролёр-кассир;
─ 13321 Лаборант химического анализа;
─ 14253 Машинист тесторазделочных машин;
─ 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин;
─ 16399 Официант;
─ 16472 Пекарь;
─ 17353 Продавец продовольственных товаров;
─ 18559 Слесарь - ремонтник;
─ 19137 Тестовод;
по программам дополнительного профессионального образования:
─ повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ ссуза;
─ профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательных программ ссуза;
по дополнительной общеобразовательной программе:
─ подготовка к поступлению в ссуз.
Организация обучения в колледже проводится по очной и заочной формам обучения.
В колледже сложился стабильный коллектив преподавателей. Все преподаватели имеют высшее образование. 42 % преподавательского состава аттестованы на высшую квалификационную категорию, 20 % – на первую и 22 % – на вторую. 4 преподавателя имеют почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2 – «Заслуженный учитель Кубани», 11 преподавателям присвоено звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»
Базовое образование преподавателей, их педагогическая квалификация соответствуют требованиям присвоенных категорий. Аттестация преподавателей в колледже проводится в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования России от 26.03.2010 № 209).
Образовательный процесс в колледже организован в зданиях и помещениях общей площадью 8856кв.м. Материально-техническое обеспечение образовательной
деятельности соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
В колледже имеется 23 учебных кабинета, 14 лабораторий, из них 4 компьютерных, библиотека с книгохранилищем и читальным залом, спортивный и актовый залы, тренажерный зал, слесарно-механические мастерские.
Оснащение кабинетов и лабораторий позволяет проводить занятия в полном объеме по очной и заочной формам обучения, по всем специальностям и дисциплинам.
Спортивный и тренажерный залы, слесарно-механические мастерские колледжа находятся в хорошем состоянии и в соответствии с их направленностью оснащены необходимыми средствами (оборудование, инвентарь, инструменты, принадлежности и др.), которые систематически восстанавливаются, обновляются и пополняются.
В колледже имеется 123 компьютера, в том числе в учебном процессе используется 64 персональных компьютера. Кроме того, персональные компьютеры установлены в библиотеке, методическом кабинете, отделе практики, учебной части, бухгалтерии, на отделениях и т.д.
Достаточно высокая степень компьютеризации учебного процесса подтверждается наличием современной компьютерной техники (интерактивные доски, персональные компьютеры, ноутбуки, многофункциональные устройства, мультимедийные проекторы, цифровой фотоаппарат и видеокамера).
В структуре колледжа находится библиотека с читальным залом на 30 мест, которая проводит работу по следующим направлениям: комплектование книжного фонда; ведение справочно-библиографического аппарата; работа с читателями; воспитательная работа.
Источники учебной информации по всем дисциплинам учебных планов представлены библиотечным фондом, составляющим 54097 экземпляров. Колледж ежегодно пополняет библиотечный фонд современной справочной, учебной, научной, методической литературой в соответствии с ГОС СПО, изданиями периодической печати.
Основная учебная литература в большинстве своем (72%) имеет гриф: «Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебников для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования», часть учебников (10%) с грифом «Рекомендовано Минобразованием России в качестве учебников для студентов высших учебных заведений».
Обеспеченность основной учебно-методической литературой составляет 0,5 и выше экземпляра на одного студента, дополнительной – 0,2-0,3, что соответствует нормативным требованиям.
2 Аналитико-прогностическое обоснование стратегии развития колледжа
2.1 Анализ состояния внешней среды колледжа
ФГОУ СПО «Крымский технический колледж» является единственным образовательным учебным заведением среднего профессионального образования со статусом колледжа в Крымском районе. В колледже обучаются преимущественно жители города Крымска, Крымского района и других близлежащих районов.
Состояние экономики и социальной сферы муниципального образования Крымский район характеризуется стабильностью, постепенным ростом экономического потенциала и повышением качества жизни населения. В 2010 году наблюдалась положительная динамика развития экономики Крымского района, темп ее роста составил 109,7 %.
В районе насчитывается 186 промышленных предприятий, 115 строительных организаций, 18 предприятий транспорта и связи и около 300 предприятий розничной торговли, включая предприятия общественного питания.
Крымский район является сельскохозяйственным районом, на территории которого функционирует 75 сельскохозяйственных предприятий и около 600 крестьянско-фермерских хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции.
Доля перерабатывающих производств в общем объёме промышленного производства в Крымском районе составляет более 47 %. Успешно развиваются винодельческая отрасль, производство плодоовощных консервов, пищевой рыбной продукции, работают хлебозаводы и пекарни. Визитной карточкой Крымского района является стеклотарный завод ООО «Русджам – Кубань».
Выгодное географическое положение Крымского района способствует созданию новых предприятий. Планируется строительство объектов придорожного сервиса, логистических комплексов вдоль федеральной и региональных дорог, строительство предприятия по производству виноградных вин в Молдаванском сельском поселении и расширение винзавода «Олимп» в Кеслеровском сельском поселении.
Основная отрасль подготовки специалистов ФГОУ СПО «Крымский технический колледж» - пищевая промышленность.
На предприятиях Крымского района трудятся выпускники колледжа. Их работа заслуживает высокую оценку руководителей.
Кроме того, выпускники колледжа востребованы на многих предприятиях Краснодарского края, что подтверждается проведенным мониторингом трудоустройства предыдущих лет. Ежегодно трудоустроены по специальности более 50 % выпускников.
Нашими социальными партнёрами являются: ОАО «Анапский хлебокомбинат», ООО «Крымский хлебозавод», ООО «Мастер-Агро», ОАО «Сочинский хлебокомбинат», ОАО «Лазаревский хлебозавод», «Крымский земельный центр», ООО «Крымский стеклотарный завод» «Русджам-Кубань», ООО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат», Крымское РАЙПО, «Кондитерский комбинат «Кубань» г. Тимашевска и др.
ООО «Крымский хлебозавод» является не только базовым предприятием, но и учебно-лабораторной базой колледжа, на которой студенты обучаются навыкам и умениям в процессе проведения лабораторных работ по технохимическому контролю производства и проходят практику по получению первичных профессиональных навыков.
2.2 Анализ состояния внутренней среды колледжа
Управление колледжем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом колледжа на принципах сочетания единоначалия и самоуправления.
Непосредственное управление деятельностью колледжа осуществляет директор.
Общее руководство колледжем осуществляет выборный представительный орган - Совет колледжа. В состав Совета входят: директор, который является его председателем, представители всех категорий работников, обучающихся и заинтересованных предприятий, организаций и учреждений. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете колледжа.
Для обеспечения коллегиальности в решении вопросов учебно-методической и воспитательной работы в колледже создан Педагогический Совет. Работа Педагогического Совета осуществляется в соответствии с планом, который ежегодно утверждается директором.
С целью координации инновационной, научно-методической, творческой деятельности преподавателей и студентов колледжа, обобщения и внедрения в практику работы педагогического коллектива инновационных форм и методов обучения и воспитания студентов, совершенствования педагогического мастерства преподавателей, в колледже создан Методический Совет.
С целью совершенствования учебно-методической работы в колледже создано 7 цикловых комиссий: общеобразовательных дисциплин; математических дисциплин; социально-экономических дисциплин; естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, бухгалтерских и экономических дисциплин; механических дисциплин; технологических дисциплин.
Основные задачи, функции и порядок работы Педсовета, Методического Совета и цикловых комиссий определяются Положениями об этих органах, утвержденными директором колледжа.
Структурные подразделения колледжа включают: экономическое отделение; технологическое отделение, механическое отделение; отделение по специальности земельно-имущественные отношения; заочное отделение; отдел практического обучения; библиотека; бухгалтерия; учебные мастерские; общежитие; столовая; административно-хозяйственная часть и другие.
Для организации взаимодействия структурных подразделений, координации их деятельности в колледже работают 4 заместителя директора: по учебной работе, по воспитательной работе, по учебно-производственной работе, по административно-хозяйственной работе; главный бухгалтер; 5 заведующих отделениями, заведующий учебной частью, заведующий методическим кабинетом, руководитель физического воспитания, заведующий библиотекой, заведующий мастерскими.
На всех этапах обучения качеству подготовки специалистов в колледже уделяется большое внимание.
Система контроля знаний студентов в колледже соответствует принятой в учреждениях СПО и включает текущий, промежуточный и итоговый контроль, что позволяет наблюдать динамику качества обучения и корректировать учебный процесс.
Основными формами контроля качества подготовки специалистов в колледже являются:
систематическое посещение занятий в соответствии с графиками внутриколледжного контроля;
регулярный обзор информации об успеваемости и посещаемости студентов по результатам месяца и семестра и ее анализ;
контроль и анализ уровня знаний, умений и навыков студентов в соответствии с требованиями ГОС СПО путем проведения срезов и директорских контрольных работ.
Преподаватели колледжа используют при текущей аттестации различные формы контроля знаний: устный опрос, контрольные и домашние работы, технические диктанты, многоуровневый контроль, тесты и др.
Формами промежуточной аттестации являются экзамен, зачет, контрольная работа, курсовой проект (работа), которые для каждой дисциплины установлены учебными планами по специальностям. При переходе на ФГОС предусматриваются следующие формы промежуточной аттестации: экзамен и зачет (дифференцированный и недифференцированный).
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельности студента, определяет полноту и прочность знаний и умений по дисциплинам. Итоги промежуточной аттестации анализируются на заседаниях цикловых комиссий и педагогического совета колледжа.
Главным критерием для оценки итогов обучения является умение студентов связывать содержание изучаемых дисциплин с будущей профессиональной деятельностью, умение решать профессиональные задачи, что наиболее убедительно проявляется в период итоговой аттестации выпускников, завершающей обучение.
Результаты итоговой аттестации являются определяющими при оценке качества подготовки специалистов.
Председатели государственных аттестационных комиссий отмечают высокий уровень организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников ФГОУ СПО «Крымский технически колледж». Уровень подготовки выпускников соответствует требованиям ГОС СПО по специальностям.
Востребованность выпускников колледжа является достаточно высокой, что свидетельствует о хорошем качестве подготовки специалистов. При конкурсном отборе кадров на предприятия и фирмы выпускники колледжа успешно конкурируют с выпускниками ВУЗов, как имеющие практические навыки, рабочие профессии по профилю специальности и обладающие достаточным уровнем знаний.
Колледж реализует модель непрерывного образования. По всем специальностям выпускники могут продолжить обучение в ГОУ ВПО «Московский Государственный университет технологий и управления», в ФГОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» и в ФГО ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Ряд выпускников колледжа продолжают обучение в ВУЗах Краснодарского края по очной и заочной формам обучения и в сокращенные сроки обучения получают высшее образование.
Колледж постоянно и активно участвует в краевом форуме «Создай себя сам», в районных и краевых «Ярмарках рабочих мест», поддерживает двухстороннюю связь с базовыми и перспективными предприятиями отрасли с целью профориентационной работы и возможного трудоустройства молодых специалистов. Колледж также поддерживает связь с центром занятости города Крымска, Крымского, Абинского, Славянского, Темрюкского, Красноармейского и других районов.
Основными потребителями кадров являются различные фирмы и организации г. Крымска, Крымского района и Краснодарского края. Выпускники колледжа работают технологами, механиками, мастерами, тестомесами, пекарями, слесарями, экономистами, менеджерами, бухгалтерами, главными бухгалтерами, бухгалтерами - кассирами, на промышленных предприятиях Краснодарского края, являются специалистами ИФНС России по Крымску и Крымского ОСБ 1850 Юго-западного Сберегательного Банка РФ, преподают специальные дисциплины в ФГОУ СПО «Крымский технический колледж».
Кадровые службы предприятий отмечают, что выпускники колледжа имеют необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков, быстро адаптируются в производственных условиях. Рекламаций и отрицательных отзывов о качестве подготовки молодых специалистов в адрес колледжа и в органы управления образованием не поступало.
В колледже пропагандируется передовой опыт преподавателей с целью внедрения в практику работы педагогического коллектива современных инновационных форм и методов обучения и воспитания студентов, а также для развития педагогического мастерства и поощрения талантливых педагогов. Ежегодно в конце учебного года в колледже проводятся конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучшая методическая разработка», «Лучший классный руководитель», «Лучший кабинет». Цель проведения этих конкурсов – стимулирование работы преподавателей, направленной на подготовку специалистов, отвечающих требованиям ГОС СПО, ФГОС и современным тенденциям на рынке труда.
В колледже созданы условия для научно-исследовательской работы студентов, для привлечения их в сферу науки, технологий и образования, выявления и защиты наиболее одаренных из них. Большую роль в этой работе играют, созданные в колледже: творческо-исследовательская лаборатория по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий», бюро экономического анализа, центр поддержки предпринимательства и малого бизнеса, студенческое научное общество «YUVENUS» и информационно-аналитический центр Совета самоуправления колледжа. Студенты колледжа принимают активное участие в районных, краевых и всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах.
3 Основные направления развития колледжа
3.1 Масштабы и структура подготовки специалистов
Задачи:
1. Приведение контрольных цифр приема, профильной структуры и территориального размещения специалистов, подготавливаемых в колледже, в соответствии с образовательными запросами населения и потребностями рынка труда, динамикой и перспективами развития экономики г. Крымска, Крымского района, Краснодарского края.
2. Расширение доступа населения к получению СПО, а также дополнительных образовательных услуг.
Основные направления:
1. Формирование объемов и профильной структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями населения и рынка труда.
2. Развитие колледжа как инновационного образовательного учреждения СПО, реализующего широкий спектр образовательных программ.
3. Интеграция образовательных учреждений в системе профессионального образования.
Приложения